Контакты
Контакты
ПВЗ: Доставка курьером
Viber Telegram
30.04.2024

Минпромторг и Минэнерго планируют провести эксперимент по маркировке моторных масел

Все новости

14 ФЕВРАЛЯ 2024

 #МАРКИРОВКА

Власти хотят ввести обязательную маркировку моторных масел и смазок. После того, как Россию покинули крупные иностранные бренды, на внутренний рынок стали поступать малоизвестные товарные марки смазочных материалов. В Минэнерго и Минпромторге считают, что в связи с этим необходимо усилить госконтроль за этой сферой. Эксперты отмечают: мера, с одной стороны, позволит бороться контрафактом, с другой — может повысить затраты добросовестных производителей, и, как следствие, это увеличит стоимость товара.

Взять на маркер
Власти хотят ввести обязательную маркировку моторных масел и смазок — такую меру рассматривают Минпромторг и Минэнерго. Это следует из письма замглавы министерства промышленности и торговли Михаила Юрина в правительство от 15 декабря, с которым ознакомились «Известия».

— Минпромторг и Минэнерго считают целесообразным запуск процесса по подготовке к проведению эксперимента по маркировке товарных масел и смазочных материалов средствами идентификации, — говорится в документе.

В письме приводится позиция Минэнерго: ведомство считает, что в связи с уходом крупных иностранных брендов товарных масел и смазок на внутренний рынок стало поступать множество малоизвестных марок. По оценке нефтяных компаний, в настоящее время речь идет о более 500 брендов масел.

— В связи с непредставлением информации об объемах производства, номенклатуре и потребительских свойствах выпускаемых и реализуемых товарных масел и смазок в настоящее время отсутствует государственный контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти по администрированию оборота указанной продукции на внутреннем рынке, — указано в документе.

«Известия» направили запросы в Минэнерго, Минпромторг и нефтяные компании.

В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») «Известиям» сообщили, что проработка вопроса маркировки масел и смазок в системе «Честный знак» — задача, поставленная правительством.

— Она содержится в плане мероприятий по развитию нефтегазохимического комплекса до 2025 года. Вопрос обсуждается и на уровне различных правительственных органов и с отраслью. Однако финальные решения о проведении соответствующего бесплатного и добровольного эксперимента и введении обязательной маркировки будет принимать правительство, — подчеркнули в ЦРПТ.

Там также отметили, что маркировка внедряется для противодействия нелегальному обороту. Так, в автомаслах он, по разным оценкам, составляет от 30% до 60%. По данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», этот показатель находится на уровне 50–60%. С такими оценками согласны и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры», а также представители российского производителя моторных масел SINTEC Group.

Еще в 2019 году доля контрафакта на рынке автомасел оценивалась в 20%. Член правления Союза автосервисов Илья Плисов оценил долю такого продукта в 30–50%. В совместном исследовании сети автосервисов Fit Service и аналитического агентства Gruzdev-Analyze приводятся оценки на уровне 30%, но доля подделок среди самых популярных в прошлом марок, которые покинули российский рынок, может достигать двух третей, полагают в ЦРПТ.

Новые условия
Как писали «Известия», на фоне усиления западных санкций в 2022 году ведущие мировые бренды, производящие смазочные материалы, ушли с рынка РФ. По данным Национального автомобильного союза (НАС), до введения ограничительных мер 60% спроса на присадки в России обеспечивалось импортом, а по некоторым наиболее сложным добавкам — более чем на 90%. В итоге РФ стала искать новые способы их закупок.

— Под влиянием политических факторов из России ушла «большая четверка» западных производителей и поставщиков моторных масел: Elf, Mobil, GM и Total, — отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

Их место стали занимать компании из других стран — в первую очередь из Южной Кореи, ОАЭ и Турции. Из-за ухода из РФ официальных дилеров западных брендов на рынке появилось много откровенных подделок как местного производства, так и привозимых из-за рубежа, пояснил аналитик.

— Проблема подделок масел в РФ сегодня настолько велика, что для ее решения придется идти на такую меру как введение системы маркировок. При этом мера может негативно сказаться на тех, кто занимается параллельным импортом, ведь им придется обеспечить прослеживаемость своего товара, — полагает вице-президент НАС Антон Шапарин.

При этом маркировка — это дополнительная финансовая нагрузка на производителя, отметил Валерий Андрианов. С введением новой меры конечная стоимость продукции для потребителей незначительно увеличится, считает аналитик Freedom Finance Владимир Чернов. Рост цен на продукцию, по оценкам эксперта, может быть в рамках 1–3%.

Необходимо тщательно обсудить введение маркировки с сообществом и производителей, и потребителей, иначе она приведет к монополизации рынка крупными производителями и повышению затрат потребителей, считает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

Впрочем, возможное увеличение затрат для добросовестных производителей государство может компенсировать различными мерами поддержки — льготами или государственными закупками их продукции, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Однако в ЦРПТ считают, что подорожания товара после введения меры ждать не стоит.

— Даже в пивной отрасли, где маркировка идет на скоростях до 80 тыс. банок в час, она не влияет на цену и производительность, — отметили в организации.

Скорости в маслах кратно ниже, сложность нанесения кодов меньше — поэтому вклад маркировки в себестоимости масла отразится на уровне погрешности и не приведет к увеличению конечной цены, заключили в ЦРПТ.

Источник: Известия

Все новости
Поделиться: